Официальный сайт клуба «Цветоводы Москвы»

Автопортрет художника А.Я. Головина

Автор: Дубров Владимир Меерович

      Александр Яковлевич Головин (1863-1930) – яркий представитель периода «Серебряного века» русской культуры. Участник  объединения «Мира Искусства». Выдающийся художник, известен, прежде всего, театральными работами. 1910-ые, годы содружества с В.Э. Мейерхольдом, стали особенно плодотворными в его творчестве для театра. 


      В 1912 году  Головин создает  свой «Автопортрет» с пионами (Третьяковская Галерея).  По моему впечатлению в нем два независимых лица: автор и букет пионов.

       Головин поместил себя  в левой части, сидящим, с лицом в сторону зрителя. Благополучен, выглядит элегантно и артистично, настоящий комильфо.  Но лицо его явно неспокойно, взволнованно. Что это? Творческие размышления и сомнения? Или предвидение - предчувствие накануне грядущих роковых испытаний, потрясений и страданий, что ожидают его Родину – Россию?

       А в центре и правой стороне на уровне лица – ваза с пионами на чисто белой скатерти. Цветы не аксессуар, а действующее лицо этой сцены. Пионы, махровые, розовые и белые, явно противостоят настроению автора. Они совершенны, невозмутимы, излучают спокойствие и умиротворенность, олицетворяя красоту и гармонию мира природы.

      Для нас важно отметить привязанность Головина к цветам: «У меня особая любовь к цветам, и я изображаю их с ботанической точностью» - его «Встречи и впечатления …»  Цветы для него – венец творения, воплощение красоты и гармонии. Разводит цветы у себя дома, выписывает новинки из-за рубежа. Пионы на картине можно считать документальным свидетельством сортов, присутствовавших в садах России начала ХХ века.

      Здесь уместно упомянуть о другой загадочной картине Головина «Женщина в шляпе» (Смоленский государственный музей -заповедник ). Не законченной и не датированной, отнесенной специалистами к середине 1910-х годов. К сожалению, мне не привелось видеть эту картину.  Сужу о ней по своим впечатлениям от репродукций..

       По смыслу парная к «Автопортрету».  Мотив повторяется в мизансцене: личность и природа – красные розы (схожие с махровыми розовидными пионами) в вазе. Только они поменялись местами.

       Справа женщина в черной шляпе, на момент заглянувшая в картину. Стоит, опираясь на угол стола, обернувшись к зрителю. Персонаж в стиле модерн: лицо-маска, явно театральная, уже познавшая мир, с грустным загадочным выражением.  Сама фигура сливается со светлым фоном окружающего пространства, выглядит бестелесной. На лице отблески розового от цветов, расположенных на том же уровне, тень от неё едва заметна на стене.

      Слева букет красных махровых роз, частью выходящий за край полотна, с прямостоящими стеблями с цветами в полном расцвете и несколькими увядающими, отогнутыми, обращенными к центру в сторону лица женщины. (Отсылаю к акварели «Пионы» великого Дюрера – аллегория быстротечности жизни)  Цветы как-бы стремятся к диалогу с ней, но её лицо безучастно к общению с природой, окружающим миром.

      Кто она? Воспоминание о художнице Елене Дмитриевне Поленовой, наставнице и духовно близком сердечном друге, чья смерть так сильно подействовала на художника?

      - Или перекличка по теме с картиной «Ужин», 1902г (ГРМ), приобретшей  скандальную . известность. 
Автор – Лион Бакст, коллега Головина по профессии и по «Миру искусства», изобразил женщину в черной вычурной шляпе, присевшую ненадолго в кафе, с лицом, резко повернутым к зрителю. Изящная модерновая дама, помещенная в почти бесцветном пространстве, остается вызывающе одинокой. Оранжевые апельсины на столе –единственные живые пятна на полотне.

      - И, наконец, куда же без неё, - всем хорошо знакомая, «Неизвестная» Крамского…Тоже одинокая и в шляпе….   Попробуйте погадать дальше и Вы….

       Но, возвращаясь к «Автопортрету», особенно любезно нам, любителям пионов, отметить, что Головин избрал пионы лицом - символом природы в  своей картине.