Официальный сайт клуба «Цветоводы Москвы»

Сад ФЛОРАНС

"Сад Флоранс" - это сад увлеченных цветоводов Колоколенковых Татьяны Николаевны и Александра Васильевича, которые в разные периоды своей жизни были связаны с Клубом "Цветоводы Москвы" и в настоящее время Колоколенкова Татьяна Николаевна - председатель секции "Декоративно-литвенные культуры" Клуба.

 

 

Когда мне предложили написать историю моего "Сада Флоранс", сразу возник очень сложный для меня вопрос о том, с какого момента жизни она собственно и началась эта история. Может быть в 1956 году, когда я, тогда десятилетняя девочка, приехала на поезде с паровозной тягой на 45-ый километр Горьковской железной дороги, тогда это было очень далеко, в маленький пристанционный посёлок им. Воровского, за околицей которого раскинулось ржаное поле, превратившееся в дальнейшем в "Садовое товарищество".

Или это началось два года спустя, когда мне захотелось хоть как-то украсить только что протоптанную центральную дорожку. В поле были выкопаны, а затем высажены вдоль дорожки с десяток кустов крупноцветковой ромашки (теперь такую в дикой природе ближнего Подмосковья уже не встретишь), а к осени, в сердце одного кустика выросла малюсенькая берёзка, и я решила, что она должна украшать вход в сад. Теперь это огромное двухствольное дерево, которое создаёт определённый микроклимат в передней части сада, и которое не раз приходилось защищать от ретивых лесорубов.

Или начало было ещё позже, когда первый раз зацвели яблони и вишни, или когда было сорвано первое яблоко и первая ягодка. А может быть, когда первый раз зацвели сирень, жасмин и полудикие очень пахучие и красивые розы, привезённые из Липецка из сада родственников, где они росли ещё с прошлого девятнадцатого века, или когда был высажен первый куст розы "Нью Даун". На этой земле прошло детство, юность и молодость и трудно выделить что-либо особенное, ведь в этом саду были своими и знакомыми каждая травинка и веточка.

А может быть, всё началось на двадцать лет позже в 1976 году, когда мне были переданы не только все права на сад, но и вся ответственность за эту землю. С этого времени уже никто не напоминал мне и мужу, что нужно делать в саду, и возникла необходимость самим отвечать за своевременную посадку помидор и огурцов, самим решать, что и когда поливать и полоть, что, когда и куда сажать, что и как обрезать и подкармливать. Именно тогда появилось желание что-то изменить в саду, сделать его уютнее и красивее, и начались первые настоящие попытки планомерной посадки цветов и оформления отдельных уголков и зон. Естественно и растения и земля стали своими, близкими и родными, и с этого момента началась уже совместная жизнь на этой земле нас и нашего сада. Но, к сожалению, сделать в саду удалось очень немного, так как мы уехали на три года работать в далёкую Монголию, а нашу вторую половину - сад пришлось оставить. К счастью эти три года тоже для меня как цветовода не прошли даром, и может быть, именно Монголия с её богатой флорой и прекрасной неиспорченной никем природой и дала первый толчок к превращению инженера - строителя в цветовода. Именно в Монголии мне довелось увидеть, как по горным склонам растут кусты дикой чёрной смородины, а в небольшой долинке между скалами цветёт целая поляна из высоких, по пояс, насыщенно-жёлтых лилейников, а дикие природные ирисы цветущие прямо в пыли просёлочных дорог. Было много неожиданного, красивого и были мысли о том, как можно устроить всё в своём далёком саду.

Но нет, пожалуй, сад действительно стал становиться моим Садом, только начиная с 1979-го года, после нашего возвращения на Родину. Дополнительным толчком при этом послужили два обстоятельства. Первое - зима 1979 года была настолько суровой, что в подмосковных садах вымерзло много деревьев и кустарников. Не миновала эта беда и наш сад, многие растения были потеряны, в том числе большие старые деревья и кустарники, которые собственно и определяли лицо сада. Второе - то, что по возвращению я начала работать в Главмоспромстрое на улице Чехова, а это в 10-ти минутах ходьбы от Центрального рынка на Цветном бульваре. Ну что же за чудесный "Мир цветов" представляло тогда собой правое крыло этого рынка. Чего там тогда только не было, можно было ходить часами, найти или заказать любую редкость, а заодно поднять свой агротехнический уровень, выслушав подробную лекцию по тайнам выращивания той или иной культуры. В общем, это был всем известный и авторитетный центр цветоводства в Москве, куда цветоводы собирались не только за посадочным материалом, но и пообщаться. Вот туда-то и несли меня ноги в обеденный перерыв, и в моей жизни начался период активного и хаотичного приобретения посадочного материала цветов и декоративных кустарников. Знаний и опыта тогда было маловато, а хотелось всего, вспоминается, например, такой анекдотичный случай. В очередной раз, выбравшись на Центральный рынок, я, в поисках чего-то интересненького, приобрела у одной бабульки "редкое" и "очень интересное и экзотическое" вьющееся растение под красивым и непонятным названием, первую часть которого бабулька мне радостно сообщила, а вторую видимо "забыла". Полностью это название звучит так - Калистегия заборная. Я думаю, все читающие эти заметки, знают, что это за злостный сорняк с длинным сочным корневищем, залегающим горизонтально на глубине аж до 50-ти сантиметров, и не дай бог оставить от него хоть кусочек, снова полезет во все стороны и заплетёт все вокруг и растения и заборы. Выковыривая с указанной глубины эти кусочки, я быстро поняла, что значит, быть "дремучим" цветоводом, и захотела как можно быстрее перейти в следующую "весовую" категорию. 

Начался второй, не менее бурный период - становление "опытного" цветовода. Усиленно разыскивались любые крохи информации по цветам, ведь литературы по этим вопросам было страшно мало, и её надо было ещё достать. Настольным журналом стал журнал "Цветоводство" в те годы, пожалуй, единственный и стабильный источник информации, которая меня интересовала, но, к сожалению, на 60-80% посвящённый промышленному цветоводству. Некоторые книги или материалы, которые невозможно было достать, но можно было взять на время, переписывались от руки. Романтическое было время, всё, что делалось в саду, делалось не просто так, а как написано, и сад начал интенсивно пополняться цветами, посадки стали фиксироваться в специальной тетради и появились первые бирки с названиями. Параллельно в этот же момент времени произошёл ряд событий в основном и определивших мою и сада дальнейшую судьбу. В конце августа и сентябре на рынке, как правило, появлялись продавцы роз из Краснодарского края и Ворошиловграда, и я, не зная брода, приобрела, не подозревая о том, пожизненную мороку - первые пять кустов настоящих чайно-гибридных роз: "Куин Элизабет", "Кардинал", "Глория Дей", "Роз Гожар" и знаменитый в то время "Супер Стар". Один из этих кустов, сорт "Глория Дей" жив и поныне, а остальные прожили в нашем саду не менее 15ти лет. Высаженные кусты благополучно перезимовали и порадовали нас первым цветением, и тут произошло небольшое чудо, - на свет появился новый розовод в лице моего мужа. Саша буквально прикипел к этим цветам, он их холил и лелеял по всем правилам и даже разговаривал с ними, а ведь это самая трудоёмкая цветоводческая культура в нашей полосе. В дальнейшем у нас собралась достаточно большая коллекция сортов роз, которая росла год от года не только за счёт роз привозимых по нашему заказу на Центральный рынок в основном из Ворошиловграда, но и за счёт роз привозимых нами самими из Риги, Валмиеры, Юрмалы или выпрошенных в ГБС. Розы отвоёвывали всё больше и больше пространства в саду, Саша стал членом секции роз нашего клуба и неизменным участником и дипломантом все выставок роз, начиная с 1983 года. Это была наша первая серьёзная коллекция цветов, которая не только радовала нас красотой, но и давала определённый доход (мы занимались выгонкой роз на срезку), который не только позволил достойно чувствовать себя в материальном отношении, но и был основой при приобретении и содержании остальных коллекций. Однако я несколько забежала вперёд.

В 1982 году был очень важный, не побоюсь сказать поворотный момент, как в моей жизни, так и в жизни моего Сада. Я ждала рождения второго сына и не обременённая лишними заботами, совершенно случайно забрела в выставочный зал на Кутузовском проспекте, где проходила выставка ирисов. У меня в саду, конечно, были ирисы двух "народных" сортов - бордово-коричневенький и голубовато-синенький, они были у всех, ну и у меня тоже. И, вот на выставке я впервые увидела эти цветы во всей красе и цветовом многообразии, и, испытав сильное потрясение, стала рабом этого цветка на всю оставшуюся жизнь. Именно там, на выставке я впервые узнала о существовании секции цветоводства при МГОП и подсекции ирисов. Основную массу экспонатов на выставке представляли цветы, выставленные П.Ф. Гаттенбергером, и я приложила все усилия для приобретения у него посадочного материала. И вот в конце августа на ручке входной двери в квартиру я обнаружила коробочку с корневищами ирисов, представляете, какая это была радость. Сам корифей ирисоводства, без оплаты, привёз мне домой ирисы! Да, в те времена были несколько иные отношения между цветоводами, более доверительные что ли, мы отдавали материал заказчикам в Москве или высылали растения в другие города, будучи полностью уверенными в том, что оплату за них потом обязательно получим. Я получила от Петра Фёдоровича не только первые в своей коллекции сортовые ирисы, но и приглашение в подсекцию "Ирисоводов" при Секции "Цветоводства" МГОП. Судя по всему, именно с этого момента действительно и началась история моего цветника, моего Сада.

 После рождения младшего сына жизненные обстоятельства привели к тому, что я приняла решение оставить свою престижную работу (в то время это было довольно смелым решением), и после этого вся моя жизнь была посвящена только семье и Саду. Началась интенсивная работа по освоению "целинных и залежных земель", формированию новых коллекций и пополнению старых. И так год за годом засаживался новыми видами и сортами каждый метр вновь подготовленной почвы, и на карте участка постепенно исчезали пустыри, гряды с клубникой и огород. Даже дом и хозяйственные постройки перестроили в соответствии с садом, по принципу "дом утопающий в саду", а не сад возле дома.

С ростом количества растений возникло желание красивого их размещения, создания уголков и композиций, посадок и групп радующих глаз, мест для отдыха и созерцания, но вот тут возникли определённые трудности. С одной стороны в саду на небольшом (8 соток) участке размещались большие, иногда до 250-ти сортов, коллекционные и промышленные посадки, которые, согласно агротехнике, иногда требуют частого "перетаскивания" растений с места на место, а с другой имелось абсолютно категорическое желание полностью уйти от грядок и посадить всё красиво. Кроме того, в саду росли старые плодовые деревья и кустарники, высаженные ещё в первые годы, и трогать их для нас было абсолютно недопустимым. Обычно применяемый вариант формирования композиций с высадкой растений на постоянное место надолго, для нас труда не представлял, но в силу указанных причин не годился. Пришлось пытаться совместить несовместимое и искать золотую середину, и выход из положения был найден.

С учётом имеющихся посадок, в саду были сформированы несколько замкнутых зон и участков, где в дополнение к имеющимся деревьям и кустарникам было высажено на постоянно некоторое количество базовых растений. Именно эти растения определяют облик создаваемых композиций. Остальное заполнение посадок производится растениями из разбитых на части коллекций, которые часто заменяются аналогичными или вообще растениями другого вида. Поэтому основная изюминка сада заключается в том, что общий вид и размещение постоянные, а листовая палитра и палитра цветения меняется ежегодно. Сад постоянен и узнаваем, но в тоже время ежегодно иной и изменчивый.

В настоящее время наш сад называется "Сад Флоранс" и условно разбит на четыре основные зоны, сгруппированные вокруг дома. С фасада дома в северной части сада расположен так называемый пейзажный сад. На фоне извивающегося сильно вытянутого по длине газона, обрамляя его, по, хорошо освещаемой солнцем, северной стороне, размещены: розарий, альпийская горка и миксбордеры из многолетников. По южной, тенистой, примыкающей к дому стороне, расположены коллекции хост и рододендронов и меду ними небольшая обзорная площадка со скамейкой, на которую собственно и ориентированы посадки. С западной стороны общую композицию обрамляет и замыкает часть коллекции флоксов.

Восточная зона, сбоку вдоль продольной стены дома, отдана "тенистому саду", который располагается в тени дома и нескольких высоких взрослых яблонь. Здесь собраны почти все представители коллекций астильб, роджерсий, бузульников, примул, размещены хосты, цимицифуги, баданы и множество других тенелюбивых представителей.

С западной боковой стены дома собрана коллекция хвойников (порядка 22-х видов), которые совместно с растущими напротив краснолистными орешниками обрамляют небольшой укромный уголок - площадку для отдыха. Нижняя зона под орешниками оформлена различными многолетниками, а по бокам замкнута хостами и лапчатками.

 И, наконец, самая большая и солнечная южная зона отведена под основные наши коллекции и разбита на несколько отдельно оформленных участков. Здесь размещаются пионы, ирисы, гемерокалисы, флоксы и ряд солнцелюбивых декоративных многолетников, что, в конечном счёте, полностью вытеснило с участка огород.

Конечно, вся эта большая компания растений постоянно требует к себе неусыпного внимания, труда и забот, но и отвечает сторицей, улучшая и физическое и душевное наше состояние лучше любых лекарственных препаратов. Вот так мы все и живём вместе на этой земле, я с моим садом и растения со своим садовником.

Т.Н. Колоколенкова

C коллекцией Колоколенковых можно ознакомиться на сайте, посвященном саду Флоранс www.sad-florans.ru